Галерея ХудПромо.

Новый художественный контекст

вторник, 21 декабря 2010 г.

Одесская школа. Авангардный класс

 Галерея ХудПромо публикует вступительную статью Алисы Ложкиной к каталогу Топ10 современных художников Одессы.
Часть 1 
Одесса по праву считается одним из крупнейших художественных центров Украины. На фоне чопорного Киева, провинциально-вестернизированного Львова и социально-ориентированного Харькова, приморская школа всегда выделялась особой свободой, космополитизмом и выразительностью. Слава художников, воспитанных в Одессе, больее столетия гремит по всему миру. И наиболее узнаваемым «брендом», паролем, который сегодня чаще всего называют ведущие критики, художники, искусствоведы и кураторы  при упоминании Одессы и ее художественного наследия, является авангард. Однако, тот факт, что Одесса является одним из центров авангардного искусства, стал аксиомой для кого угодно, но только не для жителей этого города. Работы одесских аванградистов украшают ведущие коллекции Украины, России и мира, а сами одесситы до сих пор зачастую не продвигаются в понимании своего искусства дальше традиции южно-русской школы, т.е. мягкого модернизма образца начала ХХ века.

К счастью, в последние годы ситуация начала меняться. В Одессе, как и в начале прошлого века, разгорается интерес к современному искусству, появляется все больше коллекционеров и галерей, ориентированных на поддержку местной авангардной традиции. Такой интерес к актуальным художественным практикам совпадает с общемировой тенденцией - сегодня наибольшее рыночное оживление наблюдается именно в сегменте современного искусства. Бум «актуального» начался в нулевые – пиком сверхпотребления на рынке contemporary art, когда цены на ныне живущих мастеров поднялись буквально в разы, стал 2007-2008 год. Однако, даже пресловутый финансовый кризис не смог приостановить триумфального шествия «современного искусства» по планете. Сегодня количество профильных биеннале, галерей и аукционов растёт как на дрожжах, вновь наблюдается оживление рынка и с новой  интенсивностью вспыхивают дебаты вокруг «global art» - глобального, рыночно востребованного интернационального искусства, возникшего на вершине пирамиды под названием «современное искусство».

А что же в Украине? Как и во всем мире, во второй половине нулевых актуальная художественная сцена здесь существенно оживилась. Цены на современных художников значительно выросли, их работы, наряду с произведениями классиков мирового искусства, теперь представлены на ведущих мировых аукционах Christies и Sothebys.  А благодаря культуртреггерской активности арт-центра Виктора Пинчука, мода на современное искусство приобрела характер эпидемии – в редких выставочных залах Европы и мира на выставки актуальных художников выстраиваются такие очереди, как на проекты в киевском PinchukArtCentre. Да, современное искусство в Украине давно перестало быть узкой субкультурой «альтернативщиков», сегодня это мощный мейнстрим со всеми вытекающими позитивными и негативными последствиями.

Одесса же на протяжении нулевых служила, как это ни обидно, скорее «сырьевым придатком» - обеспечивая киевский художественный рынок первоклассными работами живых классиков, она не вела самостоятельной игры. Как известно, для формирования устойчивого арт-рынка необходима слаженная координация всех звеньев цепи художник-музей-галерея-коллекционер-медиа-зритель. Одним из наиболее важных игроков на арт-рынке является галерея. Именно активных и амбициозных галеристов в последнее время очень не хватало Одессе, и очень важно, что с недавних пор, они, все же, стали здесь появляться. Это дает надежду на то, что в скором будущем в Одессе увеличится количество коллекционеров современного искусства, а это закономерно произведёт оживление и на остальных звеньях цепочки. То есть, от этого выиграет и музей, и зритель, и художник. Да, рынок обманчив – ведь на следующем этапе художнику придётся бороться с его соблазнами и засильем эпигонов, отстаивать принадлежность к авангардной традиции перед искушением салонностью. Но от рынка в современном мире не убежишь. Более того, очень важно, чтобы в Одессе сформировалась собственная сильная среда, чтобы она прекратила щедро разбрасываться талантами, не оставляя себе даже малой толики того, что сделало ей имя во всем мире.

Новая одесская галерея «ХудПромо» планирует сконцентрироваться на поддержке местной актуальной сцены. Ее задача – поддержать современных художников-одесситов, а также ознакомить Одессу с наиболее важными веяниями искусства столицы и других регионов Украины. Среди участников дебютного проекта в ХудПромо – звезды современного искусства, имена которых давно знакомы и киевским, и московским, и западным зрителям и коллекционерам. Вот только проблема в том, что на сегодняшний день интернациональное общественное мнение не воспринимает творчество этих художников в контексте единой «одесской авангардной школы».  В Киеве, Москве и других городах мира все они фигурируют  разрознено, почти вне контекста родного  города и его художественной традиции. Это неудивительно, ведь в ситуации недостатка качественной специальной литературы по истории современного искусства, в Украине сформировался существенный поколенческий разрыв и информационный голод. К тому же,  современные одесские художники до сих пор выступали на арт-рынке поодиночке, не ощущая за собой, в родной Одессе, серьёзного тыла, в том числе и в лице местных галерей. Помня о «роли личности в истории», остаётся надеяться, что новые одесские галереи, в особенности ХудПромо, восполнят этот пробел, начнут вести последовательную работу по формированию адекватной художественной среды, займутся последовательным воспитанием и образованием одесского зрителя. В конце концов, очень хочется верить, что все эти усилия приведут на арт-сцену еще не одно поколение аванградистов, а Одесса в очередной раз поддержит свой статус культурной легенды мирового масштаба.

Так  что же, собственно, представляет собой одесская авангардная традиция? «Откуда пришли эти художники, кто они, куда идут?», хочется спросить, перефразируя название знаменитой картины Поля Гогена…
Одесса всегда выделялась особым настроением, а также  относительной консолидацией местного художественного сообщества. Даже в самые душные годы, в советское время, здесь существовала мощная традиция неофициального искусства.   В отличие от Киева, где неофициальное искусство было, скорее, уделом одиночек, здесь сформировалась полноценная среда, выросла целая плеяда художников андеграунда. Кроме того в Одессе еще с советских времен сформировалась традиция коллекционирования неофициального искусства.  Владимир Асриев, Феликс Кохрихт, Евгений Голубовский, Виктор Сальников – все они начинали коллекционировать одесский андеграунд еще в ту эпоху, когда это искусство шло вразрез с государственной идеологией, осуждалось и преследовалось на официальном уровне.
 Авангардная традиция зародилась в Одессе незадолго до революции. Начало ХХ века здесь прошло под знаком увлечения импрессионизмом. С 1890 года определяющую роль в художественной жизни города играло «Товарищество южнорусских художников», просуществовавшее на протяжении нескольких десятилетий. Фигуры первой величины среди членов ТЮРХа – Кириак Костанди,  Петр Нилус, Герасим Головков, Тит Дворников, Павел Волокидин. Творчество этих художников было довольно далеко от актуальных исканий. Члены товарищества начинали как последователи школы передвижников, но, уже в начале 20 века, стали работать в умеренно новаторской манере.
Долгие годы искусство Товарищества южнорусских художников было частью «одесского мифа», наряду с набором расхожих культурных штампов, которыми награждали Одессу жители других регионов. Мол, одесситы веселы, всегда рассказывают анекдоты, у них есть море и южнорусская живописная школа. Оставшаяся в истории как локальное явление, эта школа, тем не менее, дала Одессе ряд преподавателей Художественного училища, ставших учителями авангардных художников. Кажется парадоксальным –  как консервативные члены ТЮРХа умудрились воспитать Давида и Владимира Бурлюков,  Натана Альтмана, Владимира Баранова-Россинэ, Алексея Крученых, Теофила Фраермана, Амшея Нюренберга, Владимира Издебского и др. 
И все же, для радикализации искусства нужен был толчок. Тут опять стоит вспомнить о роли личности, ведь именно благодаря роли выдающегося одессита - Владимира Издебского состоялось первое знакомство одесситов и жителей других крупных городов Российской империи с русским и мировым художественным авангардом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий